/Статья месяца/

Часто политическая карикатура отражает тему нефти, но и в карикатурах, освещающих бытовую повседневную жизнь, также встречается эта тема. Карикатуры дореволюционного периода, до 1920-х годов, на тему нефти отображали владельцев нефтепромыслов, которые были равнодушны к судьбам нации, нарушали права рабочих, а также критиковали нефтяных миллионеров, прожигающих жизнь в увеселительных компаниях, позднее художники изменили свои цели. В карикатурах после 20-х годов, в советские годы, художники изображали тему нефти, разоблачающую хаос, недостатки,  которые наблюдались  на предприятиях и в учреждениях, и критиковали безответственных директоров, государственных чиновников, ответственных работников и руководителей промыслов и ведомств.

В начале прошлого столетия в Баку много издавалось сатирических газет и журналов, в которых публиковались сатирические рисунки и карикатуры на нефтяную тему. Пресса играла неоспоримую роль в деле донесения до людей сатирических рисунков и карикатуры, так как язык их понятен и доступен каждому читателю. Простота исполнения и лаконичность карикатур давали возможность зрителям  смотреть на события со стороны, при этом,  они вызывали смех, делали тонкие намеки, и заставляли задумываться.

С помощью этих журналов многие читатели, включая и безграмотную часть населения, начали ближе знакомиться с жанром карикатуры. Нельзя не вспомнить видного писателя-публициста Джалила Мамедкулизаде,  который  был издателем и редактором журнала «Мола Насреддин». С помощью Джалилы Мамедкулизаде произошло создание и становление азербайджанской карикатуры как самостоятельного жанра. Во всем мусульманском мире и на всем Ближнем Востоке этот журнал стал первым и единственным сатирическим журналом, первый его номер был издан 7 апреля 1906 года. В формировании культурного сознания и общественных взглядов азербайджанского народа  этот журнал сыграл значительную роль.