/Статья месяца/

Карикатура являлась индикатором настроений общественности и одновременно устройством конструирования новейших предпочтений. Исследование карикатуристики, прежде всего Запада о России, приближает…

Впервые в приложении к газете «Дос лебн» редакция «Дер безем»  напечатала политические карикатуры в 1906 году. Так в истории российской еврейской печати появилась  еврейская политическая карикатура. В тот период  автором большинства карикатур являлся живописец и график Арнольд Борисович Ляховский, учащийся Санкт-Петербургской Академии художеств. В юности Ляховский нарисовал множество карикатур как для русских, так и для еврейских журналов, включая и петербургский еврейский сатирический журнал «Дер шейгец» («Сорванец»).

Карикатуры Ляховского, опубликованные в приложении, на какую еврейскую публику они были рассчитаны?  На этот вопрос может ответить фигура, которая стала брендом «Дер безем».  Слово «безем» переводится  «метла».  Эта метла находится в руках дворника, которая всем своим видом напоминает  знакомого нам рабочего с флагом. Вначале,  кажется, что этот дворник  призван развлекать зрителя, но, если внимательно на него посмотреть, то можно увидеть его решительность и свирепость.  Он все готов уничтожить на своем пути.  Но, при этом его внешний  вид говорит,  что это человек, соблюдающий религиозные традиции, поскольку у него покрыта голова, пейсы, борода, талес, длиннополый кафтан.

Такого типа персонаж даже теоретически не мог появиться в еврейской печати в конце XIX столетия в таких журналах, как: «Восход или Га-Шилоах», «Рассвет».  Эти издания даже еще не были знакомы с карикатурами, но, если бы  захотели их опубликовать, то для них это бы закончилось печально.  Однако, в любом случае редакции этих изданий  были бы довольны, что их читает образованный, зачастую обрусевший  городской  еврейский интеллигент с гладко выбритым лицом, и, который привык носить с собой книги, а не метлы. Сейчас с тех пор прошло уже более ста лет.  В России сегодня есть еврейская печать, но отсутствует еврейская карикатура.  Скорее всего, довольно узкой стала еврейская улица, или для политической сатиры отсутствует  тематика, или иная политическая атмосфера в стране,  или просто еврейские издатели не желают «выносить сор из избы».