/Статья месяца/

Религия на той территории, что Русью зовется, уже довольно давно стала объектом юмора. А что делать? Оно ведь как с…

Политические карикатуры стали печатать приложение к газете «Дос лебн», «Дер безем» в 1906 году. Еврейская политическая карикатура возникла так впервые в истории российской еврейской печати. Шолом-Алейхем в одном из своих писем емко и кратко назвал то время,  годом конституции и погромов. В истории шестимиллионного еврейского народа в России были одним из самых трагических периодов — годы первой русской революции.  На определенные уступки должно было пойти самодержавие в результате могучего давления революционных сил, в котором еврейским массам принадлежала не последняя роль.  О «даровании» народам империи непреклонных основ гражданской свободы «вначале действительной неприкосновенности личности, свободы собраний, слова, союзов» объявлял  царь Николай II в Манифесте, который был подписан 17 октября 1905 года. Государственную Думу или собрание народных представителей, за которой определенные законодательные права признавались, Манифест обещал созвать. 18 октября, то есть сразу после подписания,  Манифест был обнародован. Еврейский общественный деятель и историк Шимон Дубнов, который жил в тот период в Вильне, исполненный надежд и радости, в своем дневнике записал, что мы накануне действительного конституционного строя. А также он отметил, что неужели ли Россия будет свободной? И Трудное  искусство в школе рабства быть свободным. Оказались недолговечными большинство листков и журналов, правда, не больше, чем один-два номера. Но, несмотря на цензурные репрессии и черносотенные угрозы нашлись такие издания, которые смогли продержаться более длительный период. Такие издания, как: «Дер фрайнд» («Друг») и «Дос лебн» («Жизнь») особенно привлекали нового еврейского читателя.  Политические карикатуры начало печатать сатирическое приложение к газете «Дос лебн», «Дер безем («Метла») в 1906 году. В истории еврейской печати это были первые сатирические политические карикатуры, фактически.