Несколько заключительных положений попытаемся кратко сформулировать, исследуя общие тенденции развития политической карикатуры. Гораздо реже употребляется проблемная графика, чем обычная, следует отметить предварительно. Обычная графика продолжает господствовать в массовых печатных изданиях: книги, журналы, газеты, плакаты, альбомы. Политические карикатуры являются одним из видов графики. Давно употребляется этот вид графики, но во второй половине XIX века начал приобретать особое значение как особый вид искусства.
Суммарно, это так:
1 Отдельных важных тем касаются большинству карикатур, а именно: вопросов мира и войны, коррупции в правительстве, избирательной кампании.
2 Феномен преувеличенной похожести некоторых хорошо известных лиц, таких как: Ельцин, Черномырдин, Жириновский, или институтов для их привлечения используют часто карикатуры. Создавать или использовать символ, который известен читателям они могут для того, чтобы раскрыть важную идею, например, как символ государственности — орел или звезда, как символ мира — голубь
3 К минимуму сведен текст подписи под карикатурой, для того, чтобы визуальным, главным образом было это воздействие. Для доведения до сознания основной идеи используется размещение нескольких слов, и является доминирующим визуальный канал. Даже в том случае, если их последователи не умеют читать, будут узнаны и Горбачев, и Ельцин, им достаточно посмотреть на картинку. Тему в простейшем виде, которая понятна любому читателю, представляет карикатурист, избавляясь от относительно несущественных деталей.
4 Точку зрения газеты или журнала или свою точку зрения графически излагает карикатурист. Против властей, войны или коррупции обычно открыто, направлена эта позиция, и в явно преувеличенном виде представляется изображаемое, такова цель его критики. Действенным средством формирования общественного мнения становится политическая карикатура благодаря использованию визуального канала воздействия, и на отдельную важную тему символа критически нацеленного.