/Статья месяца/

5 апреля 1820 года родился Феликс Надар (Гаспар-Феликс Турнашон) в Париже. Его отец был владельцем небольшого издательства в Лионе. После…

Потешные народные картинки, появившиеся в России в  XVI–XVII веках, продолжали завоевывать внимание различных слоев российского общества и в начале  XIX века.  Эти картинки больше всего нравились продавцам, ремесленникам, мастеровым и т.д. Они отличались непритязательным содержанием, грубоватым юмором, аляповатым стилем исполнения, а также массовым распространением и дешевизной.     Лубки превратились в предметы купли-продажи, товар. Затем в лубочных картинках стал появляться внутренний прикладной характер. Различные литературные произведения начали иллюстрировать лубками. Среди них такие произведения, как: «Повесть о Бове-королевиче», «Шемякин суд» и иные популярные в то время художественные тексты.  В это же время лубок стал пользоваться спросом и у дворянства, интеллигенции, чиновничества.

Такие картинки, как: «Реестр о мушках прочитайте, а наши знаки особо примечайте», «Реестр о цветах»  вошли в историю лубочных картинок. В этих картинках с иронией изображались  модные увлечения высшего света. В этот же период на авансцене изобразительного искусства и печатных изданий, параллельно с лубками,  начал появляться новый для России вид искусства графики – карикатура.  У истоков этого вида искусства стоял известный русский художник Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847). Первым российским сатирическим журналом с карикатурами был «Журнал карикатур на 1808, в лицах» А.Г. Венецианова. Следует отметить, что в России в начале XΙX века был период расцвета общественной мысли.

В предвкушении либеральных реформ жили некоторые представители русской интеллигенции. Некоторые художники в это время состояли в Вольном обществе любителей словесности, наук, и художеств. После мытарств между двумя столицами А.Г.Венецианов, имея свои взгляды на общественную миссию, принял решение издавать прогрессивный «Журнал  карикатур на 1808, в лицах». Карикатура синкретично вошла в область сатирической журналистики России, в искусство графики.  Она несла в себе  социально-политический подтекст, черпая сюжеты из реальной жизни. Таким образом, карикатура общалась со своей аудиторией, и  в иронической, сатирической и визуальной форме рассказывала своим читателям об окружающей российской действительности.