Окончательное завершение формирования карикатуры как искусства произошло в эпоху Возрождения, но, на самом деле, она появилась намного раньше. Карикатура представляет собой точное и краткое отражение какого-либо события в графическом исполнении, и, в основном, смешное. В прошлом карикатуры изображали людей с большими головами и маленькими туловищами, и это считалось забавным. Затем карикатурные изображения стали более злободневными, жизненными, попадающими точно в цель. В период Французской революции этот жанр начал распространяться, в это время художники нарисовали карикатуры на Людовика XVI и на Марию Антуанетту, затем карикатура продолжала развиваться.
Во время правления во Франции Наполеона и в СССР в годы советской власти карикатура достигла расцвета. В годы Великой Отечественной войны в нашей стране появилась политическая карикатура. Такой вид карикатуры был использован для пропаганды и агитации, она также способствовала формированию и поддержке патриотического духа. В наши дни многие придерживаются такого мнения, что художники- карикатуристы сыграли большую роль в победе нашего народа. В то время художники-карикатуристы нарисовали огромное количество унизительных и издевательских шаржей на Гитлера. Они действовали по принципу: тот, кто смеется – не боится.
Художники в этот тяжелый период стали рисовать плакаты, и в первые дни войны был выпущен первый плакат: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Литература в виде листовок, плакатов и карикатур, уменьшенных размеров, отсылалась на фронт, и ее сбрасывали с самолетов на районы, оккупированные немцами, для того, чтобы вселить народу надежду на победу. В военные годы с газетами сотрудничали шаржисты и художники: Ефимов, Кукрыниксы, Черемных, Горяев. В СССР огромной популярностью пользовался Херлуф Бидструп, который, несмотря на свое европейское происхождение, являлся одним из самых известных шаржистов коммунистического толка.