/Статья месяца/

Хайнц-Кристиан Штрахе, австрийский политик крайне правого толка, был обвинен в антисемитизме потому, что на его странице в Facebook появилась карикатура,  …

Прогрессивность в станковой, газетной и журнальной графике в конце XIX начале XX века определяли  тенденции социального обличения и обращение к жизни трудового человека. Французский и швейцарский художник, график и иллюстратор Теофиль-Александр Стейнлен (Theophile-Alexandre Steinlen)  в развитии графики  занимает особенное место.  В это же время он в искусстве модерн и экспрессионизма является одним из немногих представителей демократической культуры западноевропейских стран.  10 ноября 1859 года Теофиль-Александр Стейнлен родился в Лозанне, по происхождению он был швейцарцем.  Молодые годы Стейнлен провел в Париже.

Он работал в журнальной и книжной графике, офорте и плакате. Стейнлен рисовал рабочих, работниц, бездомных бродяг, нищих, жителей парижских предместий, они были его героями.  Художник с большим сочувствием изображает  их быт, развлечения, трудовую жизнь, их потребности.  Стейнлен сочувственно относится к   различным выражениям  характеров и чувств своих героев.  Он очень точно изображает их жесты, движения и мимику, и таким образом,  художник воспроизводит жизнь уличной толпы.  В его листах грустные интонации встречаются то с иронией, то с острым обличением. В литографии  «Хорошее общество» художник  изображает  худеньких голодных  детей, копающихся в мусорной яме, и задорную собачку, одетую в нарядную попону, таким образом,  он раскрывает тему социальной несправедливости.  Автором выбрана высокая точка зрения, которая усиливает ощущение затерянности детей  в большом мире.

В период борьбы французского пролетариата за объединение и создание рабочей партии, то есть в 1880-1900 годы,  сформировалось искусство Стейнлена.  В своем творчестве художник  большое внимание уделяет трудовому народу, он  достоверно изображает их чувства и идеи. Стейнлен, который был художником острого глаза, создал художественный стиль,  отвечающий массовым формам графики и печати. Художественный язык Стейнлена  понятен и доходчив потому, что он пользуется приемами народного лубка и локальной раскраской. В Париже 14 декабря 1923 года умер Теофиль-Александр Стейнлен.