Живописец Аннибалле Каррачи, на сегодняшний день, признан формальным творцом карикатурного жанра. Кистью одаренных художников, в лице Аннибале Карраччи и его братьев Агостино и Лодовико, расписывались храмы, дворцы в Риме и Болонье. В своей школе Аннибалле Каррачи самым первым стал преподавать искусство карикатурного жанра. Название «карикатура», перевод которого означает «контрискусство» предложил живописец Каррачи.
В этот период карикатура не была охвачена широкими массами, этот жанр был оценен живописцами. С началом Реформации и изготовлением печатного станка карикатура вошла в массовую политику. Многие историки высказывают такое предположение, что карикатура была принята населением Европы средних веков, и пользовалась огромной популярностью, из-за безграмотного населения. Реалии культуры того времени, в виде забавных картинок, пользовались спросом у населения, для рассмотрения и осмысления которых не нужно знание алфавита.
На руководителя католической церкви, Папу Римского, карикатуристы-протестанты совершали атаку, изображая карикатуры, которые противопоставляли богатство Папы Римского и бедность Иисуса Христа. Лукас Кранах-старший и Дюрер – эти великие художники, являлись творцами карикатур, атакующих Папу Римского. Большую известность имели карикатуры, на которых изображен Иисус, на голове которого надет терновый венец, в отличии от карикатуры, на которой у Папы на голове три золотые короны.
Карикатурный жанр стал более популярным, когда произошло улучшение печати карикатуры. Массовую популярность и политическое влияние карикатуристы обрели в эпоху профессионального развития этого жанра. Одним из таких популярных в Америке карикатуристом был признан Томас Нэст, который из высказываний президента Америки Абрахама Линкольна, своими карикатурами привлек волонтеров в северную армию, сыграв огромную роль в военное время.