Благодаря карикатурам произошли изменения в цивилизации, а одновременно с цивилизацией произошло изменение и карикатур. Но, при этом главная идея политической карикатуры состоит в том, что она была и есть графическим воплощением какой-то идеи. Леонардо да Винчи является первым теоретиком карикатуры, так считают многие исследователи. Ему принадлежит разработка методов гротеска в рисунке или «идеального типа деформации». Тем не менее, формальным основателем этого жанра принято считать Аннибале Каррачи, известного живописца. Аннибале со своим братом Агостино, и двоюродным братом Лодовико являлись талантливыми и плодотворными художниками. Браться своими росписями преображали дворцы и церкви в Риме и Болонье. Картины этих художников считались революционными для своего времени. В своей собственной школе живописи Аннибале преподавал искусство карикатуры. Аннибале впервые применил термин «карикатура» в дословном переводе «контрискусство». В то время карикатура пользовалась популярностью среди ценителей живописи, а не у всего населения.
Только после изобретения печатного станка и начала Реформации карикатура появилась в массовой политике. На самом деле, первые политические карикатуры были направлены против религии. Многие историки считают, что из-за неграмотности населения карикатура стала популярной в средневековой Европе. Так как для понимания забавных картинок не нужно было знать алфавит, а образы, которые использовали художники, относились к реалиям современной для них культуры. В XVI веке наиболее часто протестанты-карикатуристы атаковали главу Католической Церкви – Папу Римского. Авторами такого типа карикатур являлись величайшие художники — Лукас Кранах-старший и Дюрер. В основном, карикатуристы старались изобразить основные религиозные понятия. Они проводили сравнения между богатством Папы и простотой и бедностью Иисуса Христа.